Помочь проекту
Стать автором
FAN » Обзоры » Идеи » FAN в мире нивхов
Афиша Ижевска — FAN в мире нивхов

FAN в мире нивхов

«На земле не думаешь о земле. А находясь в море, неотступно думаешь о море...» так писал Чингиз Айтматов в своей повести «Пегий пёс, бегущий краем моря» и так сказал главный герой одноимённого спектакля Рязанского театра кукол. Эта постановка открыла фестиваль ТУК-фест, который будет идти до 30 июня.

Спектакль рассказывает о суровых нивхах — жителях побережья Охотского моря. Хотя слово «рассказывает», пожалуй, будет слишком сухим для действа, происходящего на сцене. Аутентичная музыка северных народных инструментов, необычные костюмы, напоминающие то ли Чужого, то ли монстров Миядзаки, приглушённый свет и интересная хореография вкупе напоминают какой-то шаманский обряд. Так, должно быть, рассказывали детям нивхи историю их народа по вечерам у костра.

Спектакль затягивает в себя с первой же сцены, когда, наконец, зажигаются софиты: в центре стоит шаман с огромной дудкой — кални, — а вокруг него опустились на колени то ли люди, то ли животные, то ли духи. Шаман трубит (к слову, все инструменты в спектакле настоящие, и звук, что слышит зритель — практически полностью живой), и всё вокруг вдруг приходит в движение. Слышится шум моря, и палки, которые эти странные существа держат в руках, в один миг превращаются в волны, завораживая зрителя, утягивая его в действо. Топот, звуки бьющих о пол палок, шёпоты, свистки, движения актёров создают атмосферу чего-то нереального, иносказательного. А потом шаман садится в свой уголок, обустроенный тут же на сцене, и начинается История.

Спектакль отличается потрясающей сценографией, особенно впечатляет картина шторма, бушующего в море: маленькая лодка с несколькими куколками — совсем маленькими по сравнению с огромным пространством сцены и большими духами-актёрами — мечется по волнам-рукам, вокруг туман, вспышки молний-софитов, обрывки ткани, повсюду шёпоты, звуки и удары шаманского бубна. Всё это так завораживает, что поневоле начинаешь переживать за этих куколок-людей: выживут ли они? Или свалятся в море, так и не доплыв до берега? А может быть их утащит на дно женщина-рыба, или она — их единственное спасение? Или сцена, где одинокая лодка с единственным оставшимся человеком на борту крутится вокруг своей оси, не имеющая возможности плыть дальше, удерживаемая духами воды. На неё зритель смотрит как бы сверху — очень кинематографичный приём. И ты спрашиваешь себя: почему же герой соберётся с силами, не возьмёт весло, чтобы грести? Сколько маяться ему одному, оставшемуся на милость стихии — и духов?

Коллектив Рязанского театра проделал большую и сложную работу, ведь такие произведения, как повесть Чингиза Айтматова, где нет почти ничего, кроме моря, тумана и лодки с четырьмя людьми, — непросто поставить на сцене, да так, чтобы полностью завладеть вниманием зрителя, от начала до конца истории. Спектакль заканчивается словами главного героя «Ещё один день позади». Что с ним будет? Он выживет или сгинет, как его спутники, в глубине вод? Ответа в постановке нет, но он, наверное, есть у каждого зрителя в мыслях, и у всех он будет разным.

Если вы когда-нибудь будете в Рязани, найдите время и силы и посмотрите хотя бы один спектакль этого театра — равнодушными не останетесь точно. Их работы интересны не только сюжетно, но и музыкально, и визуально — они умело используют все возможности театра кукол и доказывают, что кукольный театр — не только для детей.

А на ТУК-фесте ещё много интересного, кстати, проводится фестиваль при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Автор: Илья Солнцев

Фотограф: фото из свободных источников, сайт Рязанского театра кукол

Место проведения: Государственный национальный театр УР

Дата публикации: 26 июня 2023, понедельник

Отзывы